Опытные водители регулярно следят за техническим состоянием аккумуляторных батарей, уделяют им особое внимание в холодное время года, используя зарядные устройства.
Назначение
Поддержание номинальной емкости аккумулятора в рабочем состоянии за счет потребления энергии от внешнего источника является основной задачей зарядного устройства. Чаще всего они питаются током от приборов однофазного переменного напряжения.
Принцип работы
Во время разряда аккумулятор автомобиля вырабатывает постоянный ток и теряет накопленную химическую энергию, которая характеризуется емкостью. Для ее восстановления на клеммы АКБ подают внешнюю электрическую мощность, создающую вынужденное перемещение положительных и отрицательных частиц на контактные пластины. Величина зарядного тока, приложенная в течение оптимального промежутка времени, возвращает израсходованную энергию.
Классификация
Зарядные устройства подразделяют по:
- приложенному к клеммам аккумулятора напряжению, создающему постоянные или пульсирующие в импульсном режиме токи;
- скорости подзаряда на медленные, ускоренные и кондиционирующие;
- мощности выдаваемого тока на предпусковые и пусковые модели.
Импульсный ток лучше предотвращает сульфатацию пластин, увеличивает ресурс АКБ. Ускоренные и скоростные способы подзаряда эффективны только для специально сконструированных батарей.
Зарядно-предпусковые устройства
Назначение подобных приборов состоит в зарядке аккумуляторов при обычном медленном режиме слабыми токами. Они обладают маленькими габаритами, низкой выходной мощностью, тонкими проводами для подсоединения на клеммы. Их допускается подключать к АКБ без обесточивания сети автомобиля.
Зарядно-пусковые устройства
Функции предыдущих конструкций дополнены возможностями питания стартера при запуске двигателя с выдачей токов больших величин в несколько сотен ампер. Данные модели работают в режиме заряда аккумуляторов либо запуска двигателя, способны выдавать большие мощности, имеют крупные габариты, толстые провода.
Во включенном состоянии пусковые устройства при соединении с электросетью автомобиля создают переходные процессы с импульсами увеличенных напряжений, повреждающих электронную автоматику машины.
Все конструкции могут выполняться по техническим разработкам различной сложности. Самые простые изделия отмечаются низкой стоимостью и отсутствием автоматического управления. Дорогие пусковые и зарядные устройства с микропроцессорными схемами работают автономно.
Производители
Выпуск зарядных устройств для автомобиля освоен практически во всех странах мира, занимающихся выпуском автомобилей. При выборе конкретной модели рекомендуется внимательно изучить ее характеристики, правила эксплуатации, способности переносить перегрузки.
Отечественные конструкции дешевле, обладают хорошей надежностью. Даже простыми приборами из Китая можно длительно пользоваться в экономном режиме.
Рекомендации по выбору
Любое техническое изделие может быть создано с технологическими нарушениями, получить дефекты при наладке. Производители, учитывая это, дорожат своей репутацией, предоставляют гарантийный ресурс, бесплатно устраняют возникающие по их вине поломки.
Потребитель может выявить скрытые в конструкции неисправности методами инструментальной проверки, для которых предназначены тестовые режимы зарядных устройств с замерами и анализом основных технических характеристик.
Между выходной мощностью зарядного устройства и потребляемой энергией при зарядке АКБ или запуске двигателя необходим баланс. Небольшое превышение по току сохраняет прибор в критических режимах.
Использование защит электрической сети в схеме питающего напряжения предотвращает развитие аварий, снижает риски несчастных случаев, исключает электротравмы и ожоги.
При работе следует учитывать состояние окружающей среды, допустимую влажность и температуру воздуха.
Правильно подобранное по техническим характеристикам зарядное устройство при грамотной эксплуатации увеличивает ресурс аккумуляторных батарей, поддерживает автомобиль в исправном состоянии.
neznayka (Башкирцев Алексей Семёнович)